С опаской поглядываете на 3D-моделирование и боитесь потеряться в многообразии программ? Мы подготовили небольшой обзор популярных пакетов, который поможет разобраться, что к чему.

Трехмерная графика – обширное и сложное, но при этом интересное и востребованное направление. Для начала задайте себе два вопроса:
1. В каком направлении я хочу развиваться? Это может быть интерьерная или архитектурная визуализация, моделлинг, анимация, создание спецэффектов.
2. К какой сфере лежит душа? Будет ли киноиндустрия, мультипликация, геймдев, а может быть 3D-печать? У 2D-художников навыки моделирования тоже пользуются спросом – они значительно ускоряют рабочий процесс.
Для каждого типа задач разработаны специальные программы и их огромное количество – чем четче вы определитесь, что хотите делать, тем проще будет выбрать.
Совет: Чтобы новичку было проще понять, как устроен рабочий процесс, что такое скульптинг, риг и зачем нужна запечка, рекомендуем статью от XYZ ААА-Пайплайн Стилизованных Персонажей
Разобрать все пакеты в рамках одной статьи невозможно, поэтому мы собрали самые востребованные.
Открывают наш список 4 универсальные программы: Blender, 3dsMax, Maya и Cinema 4D. В каждой из них можно создать модели объектов и персонажей, собрать сцену, настроить освещение и материалы, добавить анимацию и отрендерить финальное изображение или видео.
Blender.

Бесплатный и при этом мощный инструмент для работы с 3D. В ней реализованы инструменты моделинга и скульптинга, есть инструменты для создания волос, шерсти и даже имитации ткани.

Программа горячо любима фрилансерами и небольшими студиями. У нее огромное коммьюнити и найти обучающие материалы не составит труда, поэтому она отлично подходит начинающим. 2D-художники тоже с удовольствием используют ее в своей работе. Но крупные студии редко требуют знания Blender, отдавая предпочтение другим программам.
Короткометражка Spring,созданная с помощью Blender
Плюсы:3ds Max.

Одна из старейших и самых распространенных программ, созданная компанией Autodesk.
Широко используется для архитектурной и интерьерной визуализации, в ней создаются модели и сцены с высочайшей степенью детализации вплоть до фотореализма.

Отдельно стоит отметить встроенный модуль для рендера Arnold, при помощи которого делалась графика для “Тихоокеанского рубежа” и “Гравитации”.
Плюсы:Maya.

Еще один продукт от Autodesk – золотой стандарт анимации. Ее используют во всех крупных мультипликационных и игровых студиях, в том числе Disney и Naughty Dog.
Maya использовалась для создания трейлера дополнения Magic the Gathering
В Maya также присутствуют инструменты для моделирования и визуализации, но все-такие самая сильная ее сторона – анимирование персонажей. Зачастую используется в связке с ZBrush.
Плюсы:Cinema 4D.

Программа с самым простым и интуитивным интерфейсом, который легко освоят новички. При этом в ней есть все необходимые функции для моделирования, скульптинга и текстурирования, а еще возможность создавать сложные анимации и имитировать физические свойства (трение, скольжение, текучесть).
Особой любовью Cinema 4D заслуженно пользуется у моушен-дизайнеров. А все благодаря встроенному модулю для анимации MoGraph и отличной интеграции с продуктами Adobe, в частности After Effects.
Плюсы:ZBrush.

В пакетах выше есть инструменты скульптинга, но тягаться с ZBrush они не смогут.
Слышали выражение “цифровая глина”? Это как раз про ZBrush от компании Pixologic. Он превращает моделирование в работу настоящего скульптора.

Интуитивно цифровая лепка понятнее новичку, так как не приходится взаимодействовать с полигональной сеткой напрямую. В программе нет жесткого пайплайна работы, так что вы можете полностью отдаться своей фантазии.
ZBrush идеально подходит для создания органических форм: животных, персонажей, растений. Позволяет создавать, оптимизировать и экспортировать модели.
Ее можно использовать и в пайплайне 2D-художника: сначала создается 3D-болванка, затем изображение выгружается в Photoshop, где производится дальнейшая отрисовка.

Почему программа стоит особняком от “четырех китов” 3D-графики? Она не универсальна. В программе нет инструментов для анимации, неудачно реализована ретопология, нет возможности сделать риг и скинниг.
Плюсы:Side Effects Houdini.

Профессиональная программа, стандарт киноиндустрии. В ней создаются спецэффекты для блокбастеров, графика для игр и VR, также ее используют для моушен-дизайна.
Из нашего списка Houdini – самая сложная в освоении, это не просто программа для 3D-графики, а средой визуального программирования. При этом она показывает самые впечатляющие результаты.
В Houidini содавалась графика для Игры Престолов и Моаны, окружение для Far Cry 5, реклама для Xiaomi и Audi.
Плюсы:Sketchup.

Простая программа для архитектурного моделирования. У нее незамысловатый интерфейс, а освоить SketchUp не составит труда, плюс ее потянет даже не самый мощный компьютер. Можно бесплатно использовать веб-версию или приобрести годовую подписку за 299$.
Полноценные завершенные модели в ней сделать не получится, зато она отлично справляется с быстрыми эскизами интерьеров и экстерьеров, а также концептами техники и оружия. За это ее активно используют начинающие дизайнеры и архитекторы, а также 2D-художники для упрощения работы.


И еще немного программ.
Работа с 3D – комплексная задача, которая не ограничивается только созданием моделей. Для достижения максимально впечатляющего результата используется специальный софт для постобработки. Например Substance Painter для текстур, Substance Designer для материалов, Marmoset Toolbag 4 и KeyShot для рендеринга в режиме реального времени.

Musaab Shukri, ПО: Substance Painter
Для подготовки к 3D-печати используются специальные программы-слайсеры: Cura, PrusaSlicer, KISSlicer и др. Они переводят модель во множество плоских слоев, которые будет печатать принтер.
Заключение.
В пайплайне производства игры, рекламного ролика, кино или мультфильма используется связка из несколько программ, однако лучше для начала хорошо освоить одну и изучать остальные при необходимости.
Подумайте, в каком направлении хотите развиваться и посмотрите проекты, выполненные разных программах. Не бойтесь пробовать новые программы и помните, что они – всего лишь инструмент в умелых руках.
А если вы не только выбираете 3D-программу, но и хотите приобрести графический планшет, то огромный выбор гаджетов можно найти у нас на сайте.
Create More, Create Different